вторник, 27 сентября 2011 г.

БИЕННАЛЕ ’10 И МЫ :)


12 – тое Венецианское Биеннале  курируемое Казуо Седжима -  японским архитектором, лауреатом Притцкеровской премии и первой женщиной-куратором в истории Биеннале - проходило под лозунгом   «Люди встречаются в архитектуре», их встречи в общественных и личных сценариях - и как творцов, и как пользователей; дискурс индивидуальной жизни, взаимодействующей с общественной.
Как говорит сама Казуо Седжима это Биеннале должно  стать отражением архитектуры  : «Теперь мы в 21 веке. Мы можем использовать это, чтобы сделать шаг назад и уловить с помощью Биеннале дух времени. Так прояснится сущность архитектуры и значимость новых взаимосвязей на пороге будущего. Важнейшей исходной точкой могут стать границы и адаптация пространства - включая и размывание этих границ, и их четкое обозначение. Темой может стать любое проявление архитектурных свойств в их множественном пересечении. Возможно, это убедит нас в том, что современная архитектура переосмысливает и смягчает границы.

В этом году на Биеннале представлялось 53 страны, в том числе Украина. Многие страны представившие свои павильоны и стенды достойны внимания, но особенно хотелось отметить следующие:
Очень понравилось как  представилась   Япония со  своими градостроительными  концепциями.  Как обычно японцы подошли к  вопросу  с философией и четким анализом. Серия фильмов о жизни городов рассказывала  о проблемах с какими  сталкиваются  жители  и примеры их решения.  Особенно впечатлил ролик сделанный с помощью аэрофотосъёмки под названием «Метаболизм города»  который  показывал как город меняется на  протяжении времени. 
Один из самых известных архитекторов современности Тойо Ито представил оперный  театр в Тайване который потрясает своей  идеей и функциональностью.  Удивительно  красивая структура театра  демонстрирует как  архитектура  может работать  с человеком и его окружением.
Стэнд Румынии это белый  деревянный параллелепипед, попадая в  который зритель видел отверстия разных диаметров  по  сторонам, через которые  попадал  свет.  Человек, находясь  там, находил  подходящий ему «угол». Румыния  очень  тонко  и  абсолютно четко раскрыла  тему  человека и архитектуры.  Немного язвительная схема-карикатура  показывает, что  каждому  по потребностям, не только  физическим  но и умственным…)
Блог архитектурной мастерской Yunakov.
Россия подняла  важную и насущную проблему. Проблему  «вымирания»  небольших или промышленных городов.  Архитекторы   пошли  по  интересному  пути,  а именно   не  как  внедрить или  адаптировать архитектуру  в городскую среду ,  а совсем наоборот,  как с помощью архитектуры  или инфраструктуры  вернуть  человека  в  город.   Как пример  был взят город  Вышний Волочек, в котором  предлагалось создать музеи и  технопарк развлечений.  Работа  интересная  и актуальная.  
В  общем 12-е Биеннале  архитектурным  назвать  сложно.  В основном многие  работы  имеют характер  научной фантастики, мечтаний, либо утопии.    Очень чувствуется  японское кураторство. Практически все  наполнено философией,  и размеренностью. Или из-за того  что  Биеннале  проходило  в условиях кризиса люди пытались  больше сказать, больше анализировать, при минимальных затратах.
Украинский  стенд, к сожалению – разочаровал. Тема последствий техногенной катастрофы на примере Чернобыля,  в исполнении автора могла бы занять достойное место где-нибудь на выставке современного искусства  типа «Пинчук Арт Центр»  или стать входной группой на саммите большой восьмерки по экологическим проблемам, но никак не на Венецианском Биеннале.
Читая отзывы других авторов,  встречались  формулировки типа «..инсталляция заинтересовала зрителей своей эмоциональной составляющей..» должно быть имелось в виду желтая сирена и 4 волка на фоне ржавой конструкции, выполненные в стиле «коллаж» времен 90-ых….  Еще один из недостатков – не информативность подачи - для того, что бы понять , что автор все таки хотел сказать, нужно было прочитать отдельно стоящий стенд, в чем,  большинство мимо проходящих зрителей не утруждали себя.   Обращая внимание, на все туже желтую сирену, они поспешно ретировались в сторону других «экспонатов».
Ну и отдельное место стоит выделить, конечно же, нашей вечно любимой и всеми «обсасываемой» теме Чернобыля.  Когда весь цивилизованный мир семимильными шагами направляется в «светлое» культурное и творческое будущие мы топчемся на одном месте, как сиротки спекулируя своими «болезнями» и недостатками,  авось кто и пожалеет! Чернобыль – это горе и трагедия, и позор нашей земли. Да, мы с вами в этом не виноваты – но выпячивать везде и всюду это как «достоинство» и раскрученный брэнд как минимум не порядочно. Первое что приходит на ум по аналогии – это выступление Грин Джолив на «Эвровидении 2005» – не удавшаяся попытка проехаться на раскрученном бренде «оранжевой революции», стыдно товарищи! Особенно для страны, чьи светлые умы так востребованы во всем мире!
Ведь эту  тему  можно  было бы  развить гораздо интереснее. Предложить  развитие этой зоны  после катастрофы.  Предложить создание  «поучительного» туристического  парка.   Будьте  уверены, люди со  всего мира съезжались  бы  в Чернобыль за  «техногенными» впечатлениями. В  общем,  мало мысли и труда  автор вложил  в стенд,  да и мал  «выторг»  с предмета,  при  глобальном  «вложении»  катастрофы. 
Конечно, тема техногенных катастроф и экологических проблем ныне актуальна как никогда, и прогресс, возможно, занимает не последнее место в их усугублении. Но с точки зрения архитектурного прогресса – можете меня поправить, Чернобыльская атомная станция не является архитектурным творением и  тем более не плод «утопических идей 20-ого века которые не стали синонимом счастья как это предрекали футуристы и романтики»»   (цитата из интервью куратора украинского стенда О. Милентий для ТСН) . Особенно  дико это смотрится в течении современных тенденций устойчивой архитектуры и  «Грин билдинга»
Из всего выше следующего выплывает очевидный вопрос – КТО и КАК вообще производит отбор участников на международные конкурсы такого уровня? Это что творческая выставка  отдельных авторов?!  Почему Союз Архитекторов Украины – высшая архитектурная инстанция ни сном, ни духом, не то что, о правилах и условиях участия, а и том кто вообще представляет нашу страну?!
 (В России САР принимает непосредственное участье в формировании российских стендов  в Венеции) Почему не было общественных слушаний по работам которые будут представлять Украину?!    Ведь это же престиж и репутация Украины!! Особенно в это сложное, кризисное время, когда нужно активно «торговать лицом» что бы привлечь к себе мировое внимание, мы как обычно нашли «своих» героев! И это при том, что выставка проходит раз в два года, неужели этого времени не хватает для того чтобы сформулировать нормальную идею и воплотить ее в жизнь?! Ведь не обязательно тащить на выставку то, что строиться или уже построено!  Многие страны представляли работы своих лучших студентов, убивая двоих зайцев сразу – мотивируя и поощряя студентов  и демонстрируя полет фантазии молодого поколения.  
Данной статьей нам бы хотелось обратить внимание читателей, на сложившуюся ситуацию в целом, ведь то, что происходит в архитектурной среде, имеет место во всех сферах жизнедеятельности нашей страны! Отпраздновав почти что 20- тилетие независимости, пора уже все таки начать формировать гражданское общество, где каждый достойный может проявить себя не только внутри своей страны, но и за ее пределами.  И первый шаг к этому – перейти от кумовства, где только «свои» имеют выходы «в свет»  и начать проводить выставки, отборочные соревнования и общественные слушания, что бы каждый имел возможность, как проявить себя, так и высказать свое мнение.

Авторы: И.Юнаков и К.Юнакова для издания «The Architect»
Архитектурная мастерская http://yunakov.com/!

Комментариев нет:

Отправить комментарий