четверг, 6 октября 2011 г.

Экоархитектура. Статья в журнале Архидея.

архитектурная мастерская юнаков статья

Наша архитектурная мастерская стала сотрудничать с журналом "Архидея", теперь мы ведем свой авторский блог. Встречайте нашу первую статью.

архитектурная мастерская юнаков статья

Картинки кликабельны, но полный текст можно прочитать внизу.


Что такое эко-архитектура и ее истоки.
В двух словах об эко-архитектуре как в прочем и вообще об архитектуре сказать  невозможно. Но я все же постараюсь  объяснить само понятие эко-архитектуры,  ее истоки и краткую характеристику.
Нужно понимать что архитектура – своего рода лакмусовая бумажка, показатель не только духовного, но и экономического состояния общества. Она идет нога в ногу с экономикой. Рост цен на природные ресурсы, их нехватка – и пожалуйста, новые тенденции в архитектуре – альтернативные енерго – источники, экономные  утеплительные, осветительные системы и пр.
Как не парадоксально, но задуматься об экологических енерго- источниках нам пришлось не от осознания факта того, что наша экология просто таки «кричит» о помощи, а от того, что пришло понимание того, что природные ресурсы не бесконечны и по мере истощения растут в цене, и нужно искать что то новое, чтобы удовлетворять постоянно растущие запросы людей. 
Человечеству ничего не оставалось, как обратить свои взоры на природу – как на совершенный механизм жизнедеятельности. Ведь в природе нет ничего лишнего, ничего не нужного. Природа представляет собой открытую систему, в которой любой элемент логически обоснованный,  и функционально связанный с другими частями. Человек является частью этой системы, зависит от нее, поэтому должен контролировать влияние своей «деятельности», обращенной на создание комфортного жизненного пространства, поддерживать равновесию и гармонию, то есть гомеостаз.
В больших городах (мегаполисах) человек оказался изолирований от природы и естественных условий, потребность в  которых,  просто таки на генном уровне заложены в нем . Искусственно урбанизированное  пространство начало агрессивно воздействовать как на физическое, психологическое  так и духовное состояние человека. 
Вот тогда, как ответ на происходящие внутренние (психологические и духовные - на уровне отдельно взятой личности)  и внешние (экологические - на уровне уже планетарного масштаба)  процессы начала зарождаться эко-архитектура. Поиск более гуманной, соответствующей природным аналогам архитектуры стали реакцией на шокирующий результат современной активной деятельности человека, глобальную  урбанизацию.
Эко-архитектура направлена, в основном, на организацию социальных процессов, оздоровление среды, диалог с природой и собственным  культурно-историческим наследием; она желает сама вырабатывать энергию,  а не использовать искусственно созданную. На сегодняшний день все популярнее стают проекты, которые заботятся об экономном использование энергии, в которых градостроительный подход – это сохранение  части  существующей среды в ущерб  оригинальности внешних форм.
Современный эко-проект здания должен соответствовать основным критериям, таким как:
1. Энергосбережение. Минимальное использование источников синтетической энергии, то есть, использование  воздушных, гелиометрических и пр.  енерго - источников. Так же использование современных инженерных систем, которые улучшают  тепло- и свето-физические  характеристики сооружений.
2. использование строительных материалов природного и местного (локального)  происхождения, которые в том числе имеют способность к самообновлению (древесина), что позволит в будущем последующим поколениям не нуждаться в данном материале. Так же возможны материалы вторичной переработки.
3. отношение к зданию -  как к живому организму, который «дышит», «растёт», «увядает» и пр. (архитектура как среда проживания)
4. использование в строительстве и архитектурном проектировании принципов метаболизма, саморазвития, разложения, гомеостаза (синергетические основы развития систем)
5. минимизация негативных влияний на внешнюю среду: проектирование и сооружение зданий с замкнутым циклом енерго- и ресурсоиспользованием.
6.  использование плавных, приближенных к природным объектам, обтических форм (органическая форма, боиника) То есть не бионика ради бионики, а четкое  понимание формы,  для чего она именно такая.
7. Логичное и грамотное обоснование проекта как с економической стороны так и с функциональной….
Один из родоначальников эко-архитектуры Малколм Уелс  (Malcolm Wells) считал, что здания должны быть домом не только для людей, а и для растений и животных. В своих работах он  развивал концепцию об архитектуре как продолжении окружающей среды – в идеале строение должно производить чистую воду, сохранять дождевую, использовать солнечную энергию, выращивать пищу и поглощать отходы.
Так  в 70-ых годах  начали появляться первые проекты зданий, которые функционируют при помощи солнечной энергии, а также начал воплощаться в жизнь проект первого энерго-эффективного здания, разработанного американскими архитекторами. Параллельно, во многих странах независимо друг от друга начинают возникать идею создания эко-городов или эко-поселений, которые являли бы собой стойкие экосистемы, где большая часть энергии производилась бы за счет Солнца. Со временем эко-движение приобрела такие масштабы, что вылилось в создание целых сводов стандартизации эко-проектов, в США это LEED (The Leadership in Energy & Environmental Design) в Британии BREEAM (BRE Environmental Assessment Method).
Следует также отметить, что эко-архитектура в каждой стране своя, в зависимости от местной экосистемы. И те стандарты, которые действую в США и в Британии, не всегда соответствуют природной, экосистемной и ментальной действительности других стран. Поэтому очень важно, что бы каждый, отдельно взятый регион сформулировал свои, в большей степени специфические стандарты, как экологического проектирования, так и строительства.
В  большинстве постсоветских  стран  таких  стандартов нет, так как нет государственных программ, поскольку никому это не интересно. В Украине же, вдобавок ко всему, самые выгодные енерго-сберигительные системы и экологические енрго-источники в целом даже не сертифицированы (ветряные мельницы), а такой источник как солнечная батарея просто не выгоден, так как наблюдается недостаток солнечных дней.
И соответственно все эко - эксперименты зиждяться исключительно на частных инициативах.
Мало того, как часто бывает, мы берем громкое или можно сказать «модное» направления и начинаем все подряд им называть, не затрудняясь даже вникнуть в главную идею. Сейчас модно вести здоровый образ жизни  и обитать в здоровой среде, и предприимчивые застройщики этим пользуются вовсю. Опять таки, современные украинские архитекторы часто заявляют, что их  проект относиться к эко-архитектуре….возможно в чем-то  они   правы…но это  просто вырванные  отрывки из книги. Попытка приписать актуальность или даже модность своим зданиям  за счет того или другого пункта стандартов еко-архитектуры.  
Также появилась тенденция к созданию эко-поселений и у нас в Украине. Само по себе явление подобного характера уже похвально и скорее всего вызовет большой резонанс как среди архитекторов так и среди заказчиков, но использование старо-славянских и старо-украинских технологий ( таких как соломенная крыша и пр.), скорее тянет на статус этно-архитектуры. Ведь в чем разница?  - еко-архитектура  за счет новейших технологий и разработок сама обеспечивает очистку природной среды и «экологизацию»  материалов, а етно- и прочее строительство только лишь  потребляет экологические материалы не обеспечивая их последующее восполнение.
Эко архитектура  несомненно современное явление, то есть нельзя сказать  что наши предки строили еко-архитектуру…Эко- архитектура это масштабный вопрос,  который охватывает широкий круг взаимосвязей:  экономики, политики, урбанизма, инфраструктуры,  инженерии и естественно экологии.
Но как бы там ни было,  в сложившейся ситуации в  Украине,  будет  радовать, если    хотя бы некоторые  пункты вышеперечисленных характеристик эко-архитектуры будут соблюдены….шаг за  шагом проектировщик, а вслед за ним заказчик и потребитель  примут эко-концепцию как необходимость.

Автор: Юнаков Иван, для журнала "Архидея"

Комментариев нет:

Отправить комментарий